Линейные уравнения в 6 классе

После простейших рассмотрим следующие линейные уравнения, решаемые в 6 классе, — уравнения вида ax+b=cx+d.

Алгоритм (план) решения таких линейных уравнений:

неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки.

Рассмотрим примеры решения таких линейных уравнений в 6 классе.

1) 5x-11=2x+7

Это — линейное уравнение. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

5x-2x=7+11

(Чтобы лучше запомнить это правило, предлагаю следующую ассоциацию. Есть хозяин, к нему пришел гость. Хозяин у себя дома, в своих домашних тапочках. Гостю надо снять обувь, в которой он пришел — не будет же он ходить в доме в обуви, в которой ходил по улице.

В левой части «хозяин» — слагаемое с переменной, 5x. Оно «у себя дома», поэтому его знак не меняем.  «В гости» к нему приходит из правой части уравнения 2x. Его знак меняем на противоположный. В левой части 2x имело знак «+», при переносе знак изменяем на «-«.

Аналогично, «хозяин» правой части — 7.  Его знак не меняем, так как это слагаемое остается в правой части. К нему из левой части «приходит в гости»  -11.  Его знак меняем на противоположный — был «-«, при переносе меняем его на «+».)

3x=18

Это — простейшее линейное уравнение. Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

x=18:3

x=6

Ответ: 6.

2) 12 — 7x=16x + 3

Это — линейное уравнение. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

-7x-16x=3-12

-23x=-9

обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

x=-9:(-23)

При делении чисел с одинаковыми знаками получается положительное число. Поскольку 9 на 23 не делится, ответ записываем в виде обыкновенной дроби:

    \[x = \frac{9}{{23}}\]

Ответ: 9/23.

3) 15x+11=10x-7

Это — линейное уравнение. Неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:

15x-10x=-7-11

5x=-18

Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

x=-18:5

При делении чисел с разными знаками получаем отрицательное число. При делении на 5 ответ записываем в виде десятичной дроби.

x=-3,6

Ответ: -3.6.

4) 54-3y=4y+72

Это — линейное уравнение. Неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую, изменяя при переносе их знаки:

-3y-4y=72-54

-7y=18

Обе части уравнения делим на число, стоящее перед игреком:

y=18:(-7)

При делении чисел с разными знаками получаем отрицательное число. 18 на 7 не делится, поэтому ответ записываем в виде обыкновенной дроби:

    \[y =  - \frac{{18}}{7}\]

Эта дробь — неправильная. Выделяем из нее целую часть:

    \[y =  - 2\frac{4}{7}\]

Ответ:

    \[ - 2\frac{4}{7}.\]

Позже рассмотрим, как решать в 6 классе более сложные линейные уравнения, в которых требуется раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.

6 Comments

  1. анна 29.03.2014 12:20 Ответить

    Спасибо ОГРОМНОЕ!!!

    • Светлана Иванова 29.03.2014 13:30 Ответить

      Пожалуйста!:)

  2. Рита 08.07.2015 14:33 Ответить

    Здравствуйте,вы не могли бы скинуть ссылку на более сложные линейные уравнения ?

    • Светлана Иванова 09.07.2015 20:10 Ответить

      Рита, смотрите в рубрике «Уравнения в 6 классе» «Уравнения с дробями», «Уравнения с десятичными дробями».

  3. Софья 06.05.2018 18:56 Ответить

    Спасибо за этот пример с хозяином и гостем. Вы мне очень помогли. 🙂

    • Светлана Михайловна 06.05.2018 19:18 Ответить

      Пожалуйста! Ассоциации — очень полезная вещь, помогают запомнить нужную информацию. Попробуйте придумать собственные ассоциации и увидите, насколько надежно это работает.

Добавить комментарий